Как играть. Урок 5.

 
« На главную страницу

Урок 1 »

Урок 2 »

Урок 3 »

Урок 4 »

Урок 5 »

Урок 6 »

 

Дыхание. Особенности и принципы.

После теоретического урока 4 у тебя, возможно, вообще отпало желание учиться музыке :) Не волнуйся, сейчас мы займёмся непосредственно вистлом.

Мы поговорим о дыхании. Да, о дыхании при игре на вистле. Проблема дыхания, так или иначе, стоит перед игроком на вистле или флейте, если он учится и собирается исполнять кельсткую музыку. Трудность обычно сразу не видна, и встречается тогда, когда начинаешь играть танцевальную музыку. Большинство мелодий для вистла - танцевальные, и, так или иначе тебе придётся научиться правильно дышать при игре.

В классической музыке композитором, аражнировщиком или дирижёром будут предусмотрены места в мелодии, где игрок на флейте может взять дыхание. Кельтская же музыка - это непрерывный поток мелодий, сеты, в которых мелодия сменяет мелодию без остановки, паузы, или даже смены темпа и ритма. Ещё одна характерность традиционного исполнения кельтской музыки - это тот факт, что различные инструменты играют мелодию практически в унисон, вместе, сливаясь в одну реку. При этом фиддлер, аккордеонист, гитарист или волынщик могут играть без прерывания звука инструмента, а вистлер или флейтист должен находить места, где его вдох не нарушит ритм мелодии, её рисунок. Однако, в отличие от классического флейтиста, традиционный флейтист не старается скрыть звук своего вдоха. Некоторые стили игры напротив, предусматривают использование этого звук, как дополнительного ритмического устройства.

Как новичок, ты сочтешь логичным, что нужно стараться делать вдох в конце каждого такта или ритмической секции. Но, начав играть быстрые танцевальные мелодии, ты заметишь, что не всегда можешь вдыхать так часто, как расположены такты во времени. К тому же, если у тебя и получится вдыхать после каждого такта, это сделает твою игру монотонной и предсказуемой.

Несколько основных правил

  1. Никогда не меняй ритм мелодии, беря дыхание. Мелодия должна звучать мерно, как галоп лошади. Поэтому, вдыхая, у тебя есть два пути: или сократить длительность ноты, оставив время для вдоха, или пропустить ноту вообще, вдохнув вместо неё.
  2. Если ты вдыхаешь в середине мелодии, никогда не делай этого перед сильной долей (нотой), а только после неё! Сильные доли - это те ноты, которым мы притопываем ногой, когда чувствуем мелодию. Если вдохнуть перед такой нотой, можно легко потерять её импульс, момент атаки, энергию мелодии.
  3. Не всегда вдыхай после секций, то есть законченных ритмически и мелодически музыкальных фрагментов. Если вместо паузы и вдоха продолжать играть, это создаёт красивый момент и мелодия кажется текущей непрерывно.
  4. Старайся не вдыхать в одних и тех же местах мелодии. Так игра быстро наскучит слушателям.

     

Теперь - практика. Мы научимся играть песню "Scarborough Fair". Сначала послушай её с аккомпаниментом, чтобы лучше понять мелодическую структуру.

Это простая и красивая мелодия, которую совсем не сложно разучить. Посмотри на нотную запись, я поместил под каждой нотой схемы для вистла. Так тебе будет удобнее. К тому же, это позволит быстрее запомнить аппликатуру (то есть правила постановки пальцев) вистла.

Scarborough Fair


Помнишь прошлый урок? Мы говорили о знаках, которые повышают и понижают основные ноты на пол-тона. В приведённой мелодии два таких знака - диеза - поставлены в самом начале нотного стана, перед ключом. Такое применение диезов означает, что их действие распространяется на всё произведение. То есть если по ходу мелодии встречается нота ФА, то играть следует ФА-диез. То же касается и ноты До.

В записи мелодии ты заметишь два новых символа. Первый - это "птичка", помещённая над линейками. В нотах для вистла, флейты и некоторых других инструментов она озачает рекомендуемое место вдоха. Обычно вдох делают после "длинных" нот, укорачивая немного их длительность, или в паузах мелодии. Второй символ, помещённый под второй по счёту птичкой на нотных линейках - это как раз знак паузы. Он означает остановку в мелодии, то есть звук инструмента в это время должен прекратиться. О видах пауз я расскажу позже.

Послушай запись "Scarborough Fair", сыгранную на одном вистле точно по нотам. Обрати внимание, где я вдыхаю, и делаю паузу:

Не спеши сразу играть мелодию в правильном темпе, разучивай медленно и внимательно. Когда почувствуешь, что можешь играть быстрее - делай это. Перед началом игры набирай в лёгкие побольше воздуха, не менее 2/3 от полного обьёма! Если набёрешь недостаточно - до места вдоха в мелодии может не хватить, и последние ноты, сыгранные "на издыхании", будут звучать неуверенно и слабо.

Вдыхай быстро, ртом и носом одновременно, вистл при этом не вынимай изо рта, а только приоткрывай рот для вдоха.

Когда тебе покажется, что мелодию ты выучил, попробуй играть вместе с записью - это настроит тебя на правильный ритм. Успехов!

Дальше - Урок 6

 

Slayer® slayer@tinwhistle.ru