Как играть. Урок 4.

 
« На главную страницу

Урок 1 »

Урок 2 »

Урок 3 »

Урок 4 »

Урок 5 »

Урок 6 »

 

Нота "верхняя" РЕ - D'. Гамма Ре-мажор.

Теперь ты знаешь все ноты, чтобы сыграть гамму. Что есть "гамма"? Привожу цитату.

Гамма - это последовательность звуков, расположенных в порядке постепенного повышения или понижения и образующих определённый звукоряд (лад) в проеделах октавы. Гамма состоит из семи звуков с различными названиями и восьмого с тем же наименованием, что и первый.

Если это определение понятно, то ты догадался(ась), что звуками тут являются наши ноты, изученные ранее. Но ты не знаешь восьмой ноты с тем же наименованием. Этой нотой будет верхняя РЕ (D'). Помнишь ноту D - самую низкую ноту на ре-вистле? Она берётся так: ХХХ ХХХ.

Так вот, верхняя РЕ -- это аналог нижней РЕ. То есть, пальцы закрывают те же самые шесть отверстий. Самое главное - правильная подача воздуха. Дуть нужно немного сильнее и резче, чем для извлечения нижней РЕ. Можно, кстати, открыть шестое (от конца) отверстие. Это облегчает извлечение ноты: ОХХ ХХХ.

Вообще-то, я бы настоятельно рекомендовал стараться брать верхнюю РЕ именно так.


Для того, чтобы в текстовом написании различать ноты "первой" и "второй" октав, я пишу ноты "второй" октавы с чёрточкой - D'. В табулатуре символ "+" под схемой является признаком "второй" октавы. Далее я не буду пользоваться словами "первая" и "вторая" октавы, так как это определение не совсем верно в данном контексте. Правильнее будет сказать например, нижняя и верхняя октавы.

Ты заметишь, что обе РЕ очень похожи звучанием. А именно - тоном. Дело в том, что физически эти ноты отличаются и схожи тем, что верхняя нота имеет частоту основного тона ровно вдвое большую, чем нижняя. При более интенсивном потоке воздуха, рассекаемого лезвием свистка, воздушный столб в теле вистла начинает колебаться с удвоенной частотой - это объясняет принцип передувания. Передувание (overblow) позволяет играть на вистле и подобных дудочках в двух (иногда и немного более) октавах, используя аналогичные способы постановки пальцев, что и для "непередутых" нот. Этот простой принцип является очень важным моментом. Именно физические параметры передувания являются одними из самых важных характеристик, отличающих разные марки вистлов. Но вернёмся всё же к нотам :)

Добейся того, чтобы ноты D и D' получались у тебя сразу и уверенно. Нужно заложить в "моторную" память мозга требуемое давление воздуха для требуемой ноты. Тогда произвольное извлечение D или D' не будет для тебя проблемой.

Теперь попробуем сыграть гамму. Как было сказанно, это восходящая или нисходящая по тону последовательность определённых нот. Все ноты для гаммы у нас уже определены. Построим восходящую гамму:


Если сыграть записанное, то услышим следующее:

Полученная гамма носит название гамма ре-мажор. Почему "ре"? - потому что построена от ноты РЕ (говорят, что нота ре является первой ступенью). Термин "мажор" означает определённую высотную зависимость нот(ступеней) в гамме.

Игра гамм - хорошее упражнение для развития техники на начальном этапе обучения. Играть следует чётко, добиваясь ровного звучания всех нот. Если восходящая гамма получается без проблем, попробуй добавить к этому нисходящую:

Следующая тема - чисто теоретическая. Можно удивится - почему я не начал уроки именно с этой темы? :) Так сделано для того, чтобы у тебя не отпало сразу желание учится играть! Ведь цель наша - именно играть, а не размышлять о теории. Но минимальные знания теории музыки тебе не помешают.

Музыкальные звуки. Полутон и тон. Знаки альтерции.

В музыке используется около пятидесяти звуков, а наименований для них только семь. Однако, их хватает благодаря благодаря следующей особенности человеческого слуха. Если взять два звучащих тела, частота колебаний одного их которых вдвое больше, чем другого, то издаваемые ими звуки будут для нашего слуха сходными, или подобными. Вспомни ноты РЕ.

Если звуковысотное расстояние между двумя такими нотами разделить на 12 равных частей, то получим 12 различных звуков, расстояние между которыми называются полутонами. Два полутона составляют тон. Семь звуков из указанных двенадцати имеют основные названия. Между ними расположены звуки с названиями, производными от основных.

Звуковысотное расстояние между двумя подобными звуками называется октавой, а звуки, входящие в этот диапазон - звуками октавы.

Для записи музыкальных звуков используется нотная запись. На пяти линейках, называемых нотным станом, фиксируются обозначения звуков, называемые нотами. Счёт линеек ведётся снизу вверх, от 1 до 5. Кроме этих пяти, могут быть и добавочные, располагаемые снизу и сверху основных пяти. Ноты располагаются на линейках и между ними.


Ты уже знаешь названия всех основных нот: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. В такой последовательности они и размещаются на нотном стане. В начале нотного стана ставится особый знак - ключ СОЛЬ или скрипичный ключ. Он оборачивает своим завитком то место, где размещается нота СОЛЬ. Ноты ЛЯ и СИ пишутся выше неё, а ДО, РЕ, МИ, ФА - ниже:


Вот именно эти звуки и носят название нот первой октавы. Высокая ДО начинает следующую октаву, называемую второй:


Как я сказал ранее, из двенадцати звуков октавы только семь имеют названия. Остальные именуються по соседней ноте с прибавлением знаков повышения (диез) или понижения (бемоль). Оба знака изменяют высоту тона на полтона. Таким образом, все 12 звуком записываются так:


или так:


Во втором случае ты видишь ещё один знак - бекар. Этот знак означает отмену действия знаков диеза и бемоля, которые распространяются на целый такт в записи. Напрашивается вывод - имеются звуки, которые могут иметь два нотных названия, обусловленных или понижением более верхней основной ноты, или повышением более низкой. Допустимы оба варианта названия и написания.

Дальше - Урок 5

 

Slayer® slayer@tinwhistle.ru