Статьи

 
«На главную страницу

Встреча московких
вистлеров »


Пособие по
твикингу вистлов »


Советы по
снятию свистка »


Пример твика
вистла Generation »


Гимнастика для
рук музыкантов »


Твикинг вистла
Shaw Eb »


Диапазонный ряд
вистлов »


Покупка вистлов
в интернете»

Диапазонный ряд вистлов

(или о вистлах - больших и маленьких)

Необходимость систематизировать и внести ясность в разнообразие тональностей и соответствующие им названия для современных вистлов назревала давно. Всё чаще приходится сталкиваться с тем, что людям не совсем понятно, о каком вистле идёт речь, если сказано, например, просто "вистл в Фа". Порой слышу вопрос типа "а что бывает между "просто" вистлами и "лоу-вистлами?". Да и вообще - что такоелоу-вистл?

Давайте раз и навсегда ответим на эти вопросы :)

Чем отличается "просто вистл" от "лоу-вистла"?

Исторически так сложилось, что "стандартом", типичным строем вистла, оказалась тональность Ре. Во многом - благодаря сожительству со скрипкой (для которой удобна игра в соль и ре), частично - от удобного аккомпанимента на гитаре и некоторых других струнных инструментах. Очень много исполнителей (подавляющее большинство) играют и записываются на вистлах в Ре. Практически все ирландские сейшны проходят с преобладанием вистлов и флейт этой тональности , за исключением чисто сольного исполнения, или имеющих другую тональность из-за присутствию вокальной партии. Существование "договорённости" играть по-возможности в одной тональности вистлов заметно облегчает арсенал вистлера - как правило, достаточно пары вистлов в Ре, До, иногда - в Ми-бемоль и Си-бемоль. Тем паче, что иметь меньше инструментов оказывается не так сложно в финансовом плане. Особенно это касается флейт, стоимость которых на порядки превышает стоимость "hi-end" вистлов (впрочем, клапана флейт частично снимают потребность в наличии более чем одного инструмента). В общем, в сейшнах и совместных концертах преимущество "унификации" инструментов не вызывает сомнения.

Итак, будем принимать, что, когда не конкретизируют тональность, то имеют в виду Ре-вистл. Теперь остановлюсь на лоу-вистлах. Как считается,первые low-whistle (дословно - низкий свисток) были изготовлены Бернардом Овертоном. Причём отмечу, что самым первым был вистл в Соль - так было заказано первым клиентом Бернарда. Однако, настоящее имя лоу-вистлы получили именно для тональности Ре! Ниже "стандарта" на октаву, эти инструменты завоевали популярность, как альтернатива более сложных в освоении и дорогих флейт. Они имеют приятных глубокий тембр с "глотающе-булькающим" оттенком при игре украшений, и позволяют играть вместе (в унисон) с другими (высокими) вистлами в Ре. Таким образом "лоу-вистл", как правило, именуется инструмент, вдвое больший по размеру чем "просто вистл" (стандарт) и построенный от ноты Ре.

Однако, единообразие порой скучно. Играя в одиночку, для себя или друзей, устаёшь от бесконечной череды мелодий в всё тех же ре-соль-мажорах и ми-си-мнорах :) Хочется смены частоты тона и окраски звука. К тому же отмечают тот факт, что не все люди, желающие играть на лоу-вистлах, имеют физиологическую возможность комфортно управляться с "низким Ре", иными словами, не у всех "хватает пальцев" - хочется немного поменьше, но всё ещё большого вистла :)

Другой предпосылкой и объяснением существования иных тональностей является внедрения вистла, как оригинального по звучанию инструмента, в различные жанры музыки, порой почти не связанные с "родной стихией" - традиционно-народной музыкой. Данное обстоятельство потребовало абсолютно различных тональностей вистлов, чаще среди прочих, причиной становился конкретный диапазон голоса вокалиста или наличие в аранжировке произведения другого незаменимого и "нестандартного" по тональности нехроматического инструмента.

Эти требования и сформировали "ассортимент" тональностей вистлов, изготовляемых в настоящее время. Причём это касается как "заводских" моделей, так и инструментов ручной работы. Не боюсь соврать, если скажу, что вистлы в Ре делают все без исключения изготовители. До-вистлы производят очень многие; популярны также Си-бемоль, Ми-бемоль, Соль и Фа. Хотя есть изготовители (их немного), могущие выполнить практически любой заказ в отношении тональности вистла. Как правило, заказы на "экзотические" тональности вроде "Си" или "Ре-бемоль" доступны только в индивидуальном порядке и оговариваются заранее.

Появление иных, кроме типичной "Ре", тональностей заставило дать имена другим вистлам. Простого указания первой ноты оказалось недостаточно, потому как в ряде случаев имелись два разных вистла с одним именем, например, Фа. Очевидным стало применение сочетания "высокий" и "низкий" - теперь словосочетание "высокий Фа" однозначно определяло размер и строй вистла. Однако некоторые изготовители выбрали вариант разбиения всего модельного ряда на группы, определяемые диапазоном играемых нот, как это делается для обозначения музыкального диапазона вокала человека. Такой способ даёт возможность говорить о группах вистлов, характеризуемых схожими частотными и тембральными характеристиками, это порой удобно. Я приведу наиболее логичное и распространённое название диапазонов вистлов, принятое для марок Overton, Chieftain и некоторых других. Отмечу, что далеко не все указанные тональности вистлов представлены у всех изготовителей, полный указанный список возможен только для Overton. Фабричные Chieftain могут быть заказаны в индивидуальном порядке кроме тех наиболее популятрных тональностей, что предлагаются по умолчанию на сайте изготовителя. Стоимость их в этом случае может превышать указаную в прайсах.

Название диапазона
Тональности
 Soprano  Фа, Ми, Ми-бемоль, Ре, До-диез
 Mezzo Soprano  До, Си, Си-бемоль, Ля
 Alto  Соль-диез, Соль, Фа-диез, Фа
 Tenor  Ми, Ми-бемоль, Ре, Ре-бемоль
 Baritone  До, Си
 Bas  Си-бемоль, Ля, Соль

Ради точности упомяну вистл от брэнда "Generation" в тональности "высокая Соль" - этот вистл не входит в данную классификацию ввиду весьма нечастого применения. Данную модель можно условно отнести в диапазан Sopranino.

На основании вышеуказанных соглашений принято все вистлы ранга Сопрано и Меццо-Сопрано условно называть "высокими", а прочие - "низкими".

Вот и всё, что я хотел сказать по поводу тональностей и их названий для вистлов.

[Slayer]

Slayer® slayer@tinwhistle.ru